Вот обнаружил еще одну статью, где упоминается мой дедушка Иван Тигранович Франгулов.
Н. С. Гогоберидзе ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ Тбилисский музей игрушки был создан в 1937 г. по инициативе [ПИ. Туманишвили, педагога, автора ряда детских книг, большого зна тока народной грузинской культуры. С первого дня существования му зея его создатели ставили две задачи: 1) собирание народной грузин ской игрушки и материалов по традиционным играм грузин, 2) созда ние профессиональными художниками новых игрушек, отражающих своеобразие народной культуры. В дальнейшем обе стороны деятельно сти музея успешно развивались. В настоящее время здесь экспонирует ся более 2000 разнообразных игрушек, в том числе кукол. Благодаря экспедиционным поездкам в различные районы Грузии сотрудники музея в течение ряда лет собрали значительную коллекцию $00 экз.) народных игрушек и кукол, огромное значение которых в воспитании детей — нравственном, эстетическом, физическом в полной ‘мере сохраняется и в наше время. С раннего возраста дети приобретали навыки самостоятельного из готовления игрушки, не только подражая взрослым, но и проявляя твор ческую фантазию. Вместе с тем собранные сотрудниками музея игруш ки отражали особенности исторического прошлого локальных групп гру зинского народа. Так, игрушки, многие из которых сохранились в дет ском быту грузин-горцев и до настоящего времени, тесно связаны с про шлым военным бытом и особенностями хозяйства этой части Грузии. Особенно популярными здесь были такие игрушки для мальчиков, как лук и стрелы. Судя по представленным в музее материалам, лук делали из кизила, рябины, орешника, березы, граба, а стрелы — из ,веток кизила, сливы, шиповни ка. Для тетивы использова лись жилы животных, шпагат. Среди экспонатов м узея. есть стрелы с несколькими «кры- лами» из куриных перьев. Представлены такж е образцы : самодельных ружей, которы ми играли грузинские мальчи ки. Эти игрушечные ружья де вались следующим образом. Из ствола черной бузины из влекали сердцевину. В полость вставляли палку соответст- р ис J Народная игрушка «Щит и меч» вующей толщины, обмотан ную тряпками. Иллюзия вы стрела достигалась громким звуком, который получался при сильном и (быстром нажатии на палку. Любимым спортивным упражнением горских мальчиков, особенно в Хевсурети, было фехтбвадие с «мечами» и «щитками». Образцы их име ются в фонде музея. Мёчц .сделаны из веток ивы, а щиты сплетены из тонких гибких прутьев й’ покрыты древесной корой (рис. 1). В музее есть экспонаты, очень распространенной детской мальчико вой игрушки, которая делается по принципу метательного оружия типа пращи. В образце из Сванёти был использован кусок расщепленного де рева, в который вкладывался камень. Пущенный из такой игрушки ка мень обычно мог. пролететь довольно большое расстояние. Этнографиче ские данные свидетельствуют, что иногда подобная праща использова лась и в практических целях: для сбивания с деревьев орехов, диких груш, для охоты на птиц. ‘ 93В фондах музея представлены и другие традиционные игрушки: раз нообразные мячи, сделанные из тряпок или валяной коровьей шерстЙ волчки, ловушки, глиняные фигурки лошадей, коров, быков, изображе ния игрушечных сельскохозяйственных орудий, предметов домашнег утвари. ] Во всех странах мира кукла является самой любимой игрушкой де вочек. Работниками музея в экспедициях были собраны многочисленные! -!■ к Рис. 2. Народная игрушка «Посуда» образцы кукол из разных областей Грузии, относящихся как к совре менной эпохе, так и к более отдаленному времени. Д ля изготовления кукол традиционно используют палочки, карандаш , куски досок, ткани, глину, листья, стебли, почки, тыкву. Изображение лица куклы обычно вышивалось цветными нитками; волосы делались из шерсти, кукуруз ных волокон, ниток. Одежда и прическа куклы может многое сказать о внешнем облике жителей различных этнографических областей Грузии Особенно интересны в этом отношении куклы из горных районов Вое- точной Грузии. Можно распознать даж е «семейное положение» кукол.. Так, у «замужних» прическу укладывали в два локона, у «незамужних» заплетали четыре косы. Соответственно различались и головные уборы. Для кукол девочки строили «дома» согласно традициям, принятым в данной этнографической области, из листьев, травы, палочек, ягод ши повника, белены, желудей, коробочек мака делали «мебель» и «посуду». Все эти интересные экспонаты, отражающие традиционную грузинскую культуру, также представлены в фондах музея (рис. 2). Среди экспонатов музея большую ценность представляют игрушки и куклы, созданные художниками-профессионалами; Это куклы, отража ющие образы грузинского фольклора и литературы, одежда, игрушки, воспроизводящие сельский и городской быт прошлого, жилище, интерь ер и т. п. Художники используют в своей работе традиционный матери ал: дерево, тыкву, шишки, ветки, листья, шерстяную пряжу, в послед ние годы стали использовать поролон. Помимо неподвижных создаются также подвижные и механические игрушки, которые приводятся в дви жение в основном при помощи магнита. Игрушки, сделайные профес сиональными художниками, представляют собой своеобразные творения современных мастеров и отражают этнические традиции и колорит на родной жизни (рис. 3, 4). Первыми экспонатами этой группы стали куклы «Луарсаб» и «Да- реджан», выполненные художницей Н. Т. Беляевой по мотивам одно именных произведений И. Чавчавадзе. Помимо названных кукол худож ница создала галерею кукол — образы грузинских женщин («Тасо», «Нато», «Мзия»), «Пастух Гурам» и др. Некоторые из них в 1939 г. в 94ГМоскве на Всесоюзном конкурсе игрушки были отмечены премиями. Куклы «Манана», «Эка» и «Резо» сделаны художницей Н. П. Браила- швили, создавшей для музея с большой этнографической достоверностью множество кукол и игрушек. Н. П. Браилашвили является также авто ром движущихся кукол, например куклы из тыквы «квахура», которая приводится в движение с помощью пальцев. Из шерстяной пряжи сдела ны движущиеся куклы-животные. С большим знанием этнографического Рис. 3. «Грузины из Картли». Худ. Н. Антадзе материала художница из дерева создала игрушку «дарбази»1 с харак терным для грузинского быта интерьером. В последнее время Н. П. Б ра илашвили использует в качестве материала поролон, из которого ею соз даны композиции «.Маленькие грузины», кукла «Михо» и др. Игрушки Н. П. Брайлаш вили неоднократно удостаивались премий на разных вы ставках игрушек в Тбилиси и в Москве; некоторые из них подаре ны зарубежным музеям. . В. И. Мирианашвили, большой знаток народной грузинской куль туры, сумела придать своим куклам национальный колорит. Она автор целого ряда интересных кукол — «Нестан», «Грузинка-мать с ребен ком», «Чонгуристки», «Фехтова ние», «Карачогели», «Дудукисты», «Аджарец» и др. В экспозиции музея имеются также механические игрушки, сде ланные конструктором Р. Г. Бекта- бегишвили. Первая его работа «По граничник с собакой», относится к 1936 г. В течение двух лет Р. Г. Бек- табегишвили работал,’щад компози цией «Ансамбль чонгурйсток». Пе ред зрителями предстали красави цы- чонгуристки, Исполнявшие популярные песни «Сулико» и Рис. 4. «Хевсуры». Худ. Н. Антадзе «Светлячок». Известный театровед проф. Д. Джанелидзе.,/ увидев эту композицию, сказал: «Это целая пьеса, целый спектакль! театр, национальный театр, с любимыми моти вами, лицами, одеждой, движениями», Р. Г. Бектабегишвили, а также 1 Традиционное грузинское жилище. И. Т. Франгуловым были созданы движущиеся куклы
«Пиримзе»,исполнявшие грузинский национальный танец, «Грузинский танец «Клоуны» и др. Помимо игрушек, отражающих этническую специфику грузинскот культуры, часть коллекции составляют куклы, в которых воплощен» сказочные, фольклорные и литературные образы разных народов CoJ ветского Союза и всего мира. Такова композиция «Счастливое детствоя (художница Л. К. Гильчевская), включающая куклы разных народов] композиции Н. А. Антадзе «Красная шапочка», «Свадьба сов» (по мо] тивам произведения грузинского писателя В аж а-П ш авела), «Сон в лет] нюю ночь» (по Шекспиру) и др., куклы — персонажи «Сказки о царе Салтане» и др. В последнее время в экспозиции музея появились стили-] зованные куклы Д. Ш. Чубабрия, работы по дереву — типажи старого Тбилиси (художник Э. Цинцадзе), миниаттЬ.р4а из слоновой кости — «Аробщик», грузинский женский танец «Самана» и другие экспонаты, автором которых является Г. И. Александров. Значительное место в творчестве художников занимает и современ ная действительность. Таковы, например, композиции Л. К- Гильчевской «Строим города и села», ее же подвижные игрушки «Лыжный спорт», «Автогонки», «Детский оркестр» и др. В музее имеется такж е коллекция игрушек из зарубежных стран- ГДР, Италии, Ирландии, Швейцарии, Японии, часть которых передана в дар музею академиком Е. Харадзе. Экспонаты Тбилисского музея игрушки неизменно вызывают огром ный интерес посещающих его детей и взрослых. Об этом свидетельст; вуют также многочисленные записи в книге отзывов. Хочется пожелать чтобы деятельность музея нашла еще большую поддержку обществен-1 ности Грузии и соответствующих организаций.