144 - ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ
Моя родословная

ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

Вот обнаружил еще одну статью, где упоминается мой дедушка Иван Тигранович Франгулов.

Н. С. Гогоберидзе ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ Тбилисский музей игрушки был создан в 1937 г. по инициативе [ПИ. Туманишвили, педагога, автора ряда детских книг, большого зна­ тока народной грузинской культуры. С первого дня существования му­ зея его создатели ставили две задачи: 1) собирание народной грузин­ ской игрушки и материалов по традиционным играм грузин, 2) созда­ ние профессиональными художниками новых игрушек, отражающих своеобразие народной культуры. В дальнейшем обе стороны деятельно­ сти музея успешно развивались. В настоящее время здесь экспонирует­ ся более 2000 разнообразных игрушек, в том числе кукол. Благодаря экспедиционным поездкам в различные районы Грузии сотрудники музея в течение ряда лет собрали значительную коллекцию $00 экз.) народных игрушек и кукол, огромное значение которых в воспитании детей — нравственном, эстетическом, физическом в полной ‘мере сохраняется и в наше время. С раннего возраста дети приобретали навыки самостоятельного из­ готовления игрушки, не только подражая взрослым, но и проявляя твор­ ческую фантазию. Вместе с тем собранные сотрудниками музея игруш­ ки отражали особенности исторического прошлого локальных групп гру­ зинского народа. Так, игрушки, многие из которых сохранились в дет­ ском быту грузин-горцев и до настоящего времени, тесно связаны с про­ шлым военным бытом и особенностями хозяйства этой части Грузии. Особенно популярными здесь были такие игрушки для мальчиков, как лук и стрелы. Судя по представленным в музее материалам, лук делали из кизила, рябины, орешника, березы, граба, а стрелы — из ,веток кизила, сливы, шиповни­ ка. Для тетивы использова­ лись жилы животных, шпагат. Среди экспонатов м узея. есть стрелы с несколькими «кры- лами» из куриных перьев. Представлены такж е образцы : самодельных ружей, которы­ ми играли грузинские мальчи­ ки. Эти игрушечные ружья де­ вались следующим образом. Из ствола черной бузины из­ влекали сердцевину. В полость вставляли палку соответст- р ис J Народная игрушка «Щит и меч» вующей толщины, обмотан­ ную тряпками. Иллюзия вы­ стрела достигалась громким звуком, который получался при сильном и (быстром нажатии на палку. Любимым спортивным упражнением горских мальчиков, особенно в Хевсурети, было фехтбвадие с «мечами» и «щитками». Образцы их име­ ются в фонде музея. Мёчц .сделаны из веток ивы, а щиты сплетены из тонких гибких прутьев й’ покрыты древесной корой (рис. 1). В музее есть экспонаты, очень распространенной детской мальчико­ вой игрушки, которая делается по принципу метательного оружия типа пращи. В образце из Сванёти был использован кусок расщепленного де­ рева, в который вкладывался камень. Пущенный из такой игрушки ка­ мень обычно мог. пролететь довольно большое расстояние. Этнографиче­ ские данные свидетельствуют, что иногда подобная праща использова­ лась и в практических целях: для сбивания с деревьев орехов, диких груш, для охоты на птиц. ‘ 93В фондах музея представлены и другие традиционные игрушки: раз­ нообразные мячи, сделанные из тряпок или валяной коровьей шерстЙ волчки, ловушки, глиняные фигурки лошадей, коров, быков, изображе­ ния игрушечных сельскохозяйственных орудий, предметов домашнег утвари. ] Во всех странах мира кукла является самой любимой игрушкой де­ вочек. Работниками музея в экспедициях были собраны многочисленные! -!■ к Рис. 2. Народная игрушка «Посуда» образцы кукол из разных областей Грузии, относящихся как к совре­ менной эпохе, так и к более отдаленному времени. Д ля изготовления кукол традиционно используют палочки, карандаш , куски досок, ткани, глину, листья, стебли, почки, тыкву. Изображение лица куклы обычно вышивалось цветными нитками; волосы делались из шерсти, кукуруз­ ных волокон, ниток. Одежда и прическа куклы может многое сказать о внешнем облике жителей различных этнографических областей Грузии Особенно интересны в этом отношении куклы из горных районов Вое- точной Грузии. Можно распознать даж е «семейное положение» кукол.. Так, у «замужних» прическу укладывали в два локона, у «незамужних» заплетали четыре косы. Соответственно различались и головные уборы. Для кукол девочки строили «дома» согласно традициям, принятым в данной этнографической области, из листьев, травы, палочек, ягод ши­ повника, белены, желудей, коробочек мака делали «мебель» и «посуду». Все эти интересные экспонаты, отражающие традиционную грузинскую культуру, также представлены в фондах музея (рис. 2). Среди экспонатов музея большую ценность представляют игрушки и куклы, созданные художниками-профессионалами; Это куклы, отража­ ющие образы грузинского фольклора и литературы, одежда, игрушки, воспроизводящие сельский и городской быт прошлого, жилище, интерь­ ер и т. п. Художники используют в своей работе традиционный матери­ ал: дерево, тыкву, шишки, ветки, листья, шерстяную пряжу, в послед­ ние годы стали использовать поролон. Помимо неподвижных создаются также подвижные и механические игрушки, которые приводятся в дви­ жение в основном при помощи магнита. Игрушки, сделайные профес­ сиональными художниками, представляют собой своеобразные творения современных мастеров и отражают этнические традиции и колорит на­ родной жизни (рис. 3, 4). Первыми экспонатами этой группы стали куклы «Луарсаб» и «Да- реджан», выполненные художницей Н. Т. Беляевой по мотивам одно­ именных произведений И. Чавчавадзе. Помимо названных кукол худож­ ница создала галерею кукол — образы грузинских женщин («Тасо», «Нато», «Мзия»), «Пастух Гурам» и др. Некоторые из них в 1939 г. в 94ГМоскве на Всесоюзном конкурсе игрушки были отмечены премиями. Куклы «Манана», «Эка» и «Резо» сделаны художницей Н. П. Браила- швили, создавшей для музея с большой этнографической достоверностью множество кукол и игрушек. Н. П. Браилашвили является также авто­ ром движущихся кукол, например куклы из тыквы «квахура», которая приводится в движение с помощью пальцев. Из шерстяной пряжи сдела­ ны движущиеся куклы-животные. С большим знанием этнографического Рис. 3. «Грузины из Картли». Худ. Н. Антадзе материала художница из дерева создала игрушку «дарбази»1 с харак­ терным для грузинского быта интерьером. В последнее время Н. П. Б ра­ илашвили использует в качестве материала поролон, из которого ею соз­ даны композиции «.Маленькие грузины», кукла «Михо» и др. Игрушки Н. П. Брайлаш вили неоднократно удостаивались премий на разных вы­ ставках игрушек в Тбилиси и в Москве; некоторые из них подаре­ ны зарубежным музеям. . В. И. Мирианашвили, большой знаток народной грузинской куль­ туры, сумела придать своим куклам национальный колорит. Она автор целого ряда интересных кукол — «Нестан», «Грузинка-мать с ребен­ ком», «Чонгуристки», «Фехтова­ ние», «Карачогели», «Дудукисты», «Аджарец» и др. В экспозиции музея имеются также механические игрушки, сде­ ланные конструктором Р. Г. Бекта- бегишвили. Первая его работа «По­ граничник с собакой», относится к 1936 г. В течение двух лет Р. Г. Бек- табегишвили работал,’щад компози­ цией «Ансамбль чонгурйсток». Пе­ ред зрителями предстали красави­ цы- чонгуристки, Исполнявшие популярные песни «Сулико» и Рис. 4. «Хевсуры». Худ. Н. Антадзе «Светлячок». Известный театровед проф. Д. Джанелидзе.,/ увидев эту композицию, сказал: «Это целая пьеса, целый спектакль! театр, национальный театр, с любимыми моти­ вами, лицами, одеждой, движениями», Р. Г. Бектабегишвили, а также 1 Традиционное грузинское жилище. И. Т. Франгуловым были созданы движущиеся куклы

144 - ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

«Пиримзе»,исполнявшие грузинский национальный танец, «Грузинский танец «Клоуны» и др. Помимо игрушек, отражающих этническую специфику грузинскот культуры, часть коллекции составляют куклы, в которых воплощен» сказочные, фольклорные и литературные образы разных народов CoJ ветского Союза и всего мира. Такова композиция «Счастливое детствоя (художница Л. К. Гильчевская), включающая куклы разных народов] композиции Н. А. Антадзе «Красная шапочка», «Свадьба сов» (по мо] тивам произведения грузинского писателя В аж а-П ш авела), «Сон в лет] нюю ночь» (по Шекспиру) и др., куклы — персонажи «Сказки о царе Салтане» и др. В последнее время в экспозиции музея появились стили-] зованные куклы Д. Ш. Чубабрия, работы по дереву — типажи старого Тбилиси (художник Э. Цинцадзе), миниаттЬ.р4а из слоновой кости — «Аробщик», грузинский женский танец «Самана» и другие экспонаты, автором которых является Г. И. Александров. Значительное место в творчестве художников занимает и современ­ ная действительность. Таковы, например, композиции Л. К- Гильчевской «Строим города и села», ее же подвижные игрушки «Лыжный спорт», «Автогонки», «Детский оркестр» и др. В музее имеется такж е коллекция игрушек из зарубежных стран- ГДР, Италии, Ирландии, Швейцарии, Японии, часть которых передана в дар музею академиком Е. Харадзе. Экспонаты Тбилисского музея игрушки неизменно вызывают огром ный интерес посещающих его детей и взрослых. Об этом свидетельст; вуют также многочисленные записи в книге отзывов. Хочется пожелать чтобы деятельность музея нашла еще большую поддержку обществен-1 ности Грузии и соответствующих организаций.

Be Sociable, Share!
  • vuible - ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ
  • more - ТБИЛИССКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.